Главное меню

 ПРИЕНЕ

 

Лежать на пляже и гулять по городу можно, но не долго. Поэтому в один из дней отдыха мы решили окунуть в мир античности и поехали на экскурсию по маршруту "Приене - Милет - Дидим".

По дороге в Приену проехали через торговый городок Сёке, посмотрели местные мечети, послушали рассказ гида о тонкостях строительства мечетей. Один минарет, два, четыре... в чем отличия, как мечети и связанные с ними учреждения (больницы, учебные заведения) функционировали вместе... Довольно интересный "хозяйственный механизм"...

 

 

И, наконец, приехали в Приене.

 

 

Официальная информация о Приене (можно не читать)

 

Приена (др.-греч. Πριήνη) — ионийский город на западном берегу Карии, на мысе Микале, при устье реки Геза, в 10 км к северу от Меандра и в 16 км на восток от Эгейского моря.

Приена основана была в XI в. до н. э. Эпитом, сыном Нелея, и принадлежала к союзу 12 ионийских городов. Жители Приены принимали самое видное участие в панионийском празднестве и в восстании против персов. В середине IV века город был перенесён в глубь материка, а в 334 г. до н. э. Александр Македонский освятил новый храм Афины Паллады, спроектированный Пифеем, которому приписывают также Галикарнасский мавзолей. Это святилище, вместе с агорой, театром и стоей, находилось в самом центре античного города. Приена продолжала существовать в тени более крупных центров до XIII века, когда побережье заселили турки.

Старый город был расположен на побережье Латмийского залива и имел две гавани, где стоял небольшой флот; позднее (во времена Страбона) вследствие отложений соседней реки Меандра берег вдался дальше в море, и город оказался от линии воды на 40 стадий. В конце XIX века неплохо сохранившиеся руины Приены были исследованы Карлом Хуманом, который выяснил, что город был застроен по системе Гипподама и поделён шестью улицами на 80 мини-кварталов. Мало полисов Эллады, которые донесли до нашего времени столь полную информацию о градостроительстве и планировке эпохи эллинизма.

Приене переводится как крепость. Так и есть: с одной стороны гора (скала), с другой - море, которого сегодня нет (ушло).

 

По дороге поднимаемся в античному городу.

 

 

Городская стена сохранилась.

 

 

Но в основном - развалины.

 

Лучше всего сохранился театр.

Так он выглядел, наверное, изначально.

Театр построен так, чтобы зрители видели море. Если скучно смотреть представление, то можно любоваться морем.

Римляне вид на море застроили стеной с изображением своих богов. У них логика было другой: если скучно смотреть на сцену, смотрите на богов...

 

 

Первый ряд - для знати.

 

Ну а верхние ряды для всякой "черни"... :)

 

 

Вот здесь выступали артисты.

 

К театру сверху не подберешься... сзади отвесная скала.

 

Дальше двинулись в направлении бывшего моря искать бывший храм Афины.

По пути попробовали почитать на древнегреческом...

 

 

...Посмотрели остатки церкви.

 

 

Храм Афины был таким.

 

 

Официальная информация об Афине (можно не читать)

 

Афина — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.

Сегодня осталось только несколько колонн...

 

 

 

... и много-много развалин... (каменных)

 

 

 

От храма Афины с пустились в бывшие жилые кварталы города.

Город действительно был построен очень аккуратно (см. план вверху).

 

 

А здесь заседал "парламент" города. Приене был одним из 12 ионийских городов-государств на этой территории.

 

 

 

 

 

Официальная информация об Ионии (можно не читать)

 

ИОНИЯ, область вдоль западного побережья Малой Азии, населенная в древности греками-ионийцами.

Это довольно узкая полоса земли, протянувшаяся вдоль Эгейского моря между Мисией на севере и Карией на юге, с востока же ограниченная Лидией. Границы Ионии на севере проходили примерно по реке Герм (совр. Гедиз), а на юге по реке Меандр (совр. Большой Мендерес).

Плодородные долины этих рек, наряду с долиной Каистра (совр. Малый Мендерес), впадающего в Эгейское море между ними, делали Ионию благословенным краем Малой Азии.

Согласно традиции, колонии на западном побережье Азии были основаны аттическими ионийцами, покинувшими Грецию в течение 11 в. до н.э., после смерти последнего афинского царя Кодра. Перебравшись в Ионию, они отчасти подчинили себе местных жителей (карийцев, лидийцев и меонийцев), отчасти смешались с ними и основали 12 городов: Фокея, Эритры, Клазомены, Теос, Лебедос, Колофон, Эфес, Приена, Миунт, Милет, а также Самос и Хиос на близлежащих островах.

Эти 12 полисов (городов-государств), числом соответствовавших прежним ионийским городам на севере Пелопоннеса, сохраняя автономию, входили в политический союз, известный под названием Ионийского, представители которого собирались в храме Панионий на горе Микале возле Приены. Города Ионии процветали, по уровню развития культуры они не уступали, а в некоторых отношениях и превосходили метрополию.

Иония прославилась в качестве колыбели ионийской философской школы, но была знаменита и своими изобразительными искусствами, и в качестве центра ранней греческой поэзии.

Со временем Иония сама стала основывать колонии на Черном море и в западном Средиземноморье.

Киммерийцы, а позднее лидийские цари обрушились на ионийские города уже в 7 в. до н.э., однако лидийцам удалось покорить их только в царствование Креза (560–546 до н.э.). После того как в 546 до н.э. Крез был низвергнут персидским царем Киром, Иония сделалось подвластной персам, которые практически не вмешивались во внутренние дела полисов. Около 499 до н.э. часть ионийцев, которых, как утверждает Геродот, подстрекал тиран Милета Гистией, восстала против персидского владычества в надежде вернуть себе свободу. При поддержке афинян они разграбили и сожгли столицу Лидии Сарды (позднее персы воспользовались этим в качестве предлога для похода на Грецию), однако затем потерпели поражение в морском сражении у острова Лады. К 494 до н.э. восстание было подавлено, но персы пошли на некоторые уступки.

Во время греко-персидских войск ионийцы были вынуждены помогать персам, однако, когда представился случай, перешли на сторону греков. В битве при Микале (479 до н.э.) объединенные силы греков при поддержке ионийцев разбили персов, и Иония обрела свободу. Правда, теперь они попали в зависимость от своих покровителей-афинян. В конце Пелопоннесской войны в Ионии стало расти влияние Спарты, которая пошла на передачу Персии ее материковой части по условиям Анталкидова мира (386 до н.э.).

Александр Македонский, завоевав Малую Азию, включил Ионию в состав Македонской империи, позднее (в 133 до н.э.) ею завладели римляне, включившие ее в состав провинции Азия. Под властью римлян, а позднее Византии ионийские города сохраняли свое значение центров торговли и культуры, но самостоятельная политическая жизнь в них угасла.

С появлением турок стерлись последние следы былого расцвета греческой культуры.

 

Погуляв еще немного по развалинам города, двинулись к выходу.

 

В конце экскурсии наш гид рассказал о системе водоснабжения города. Вода шла со стороны гор, попадала в основные трубы, а затем с помощью таких распределительных "колодцев" попадала к жителям города.

 

На прощание посмотрели еще раз на долину, в которой в эпоху расцвета Приене было море и порт. Море ушло, порт стал ненужным, зарабатывать жителям стало нечем, люди ушли, город умер... Простая логика.  Экономика в основе всего...

    Далее