ОБЗОРНАЯ
ЭКСКУРСИЯ ПО ПРЕДНОВОГОДНЕМУ КИЕВУ
|
31 декабря более-менее отдохнув после
дороги, в 10.00 мы уже были у автобуса и готовы к экскурсии по
предновогоднему Киеву.
|
Приблизительный маршрут обзорной
экскурсии показан на карте слева.
(1100 Kb)
Условные обозначения на карте:
1 -
Владимирский собор
2 -?
3 - Национальный университет им.
Т.Шевченко
4 - Национальная опера Украины
5 - Золотые ворота
6 - Памятник Богдану Хмельницкому
7 - Государственный исторический музей
Украины
8 - Андреевская церковь
9 - Памятник Тарасу Шевченко
10 - ?
11 - Памятник княгине Ольге
12 - Звонница Михайловского Златоверхого
собора
13 - Михайловский Златоверхий собор
14 - Фуникулер
15 - Памятник князю Владимиру
16 - Александровский костел
17 - Бессарабский крытый рынок
|
18 - Центральный универмаг
19 - Пассаж
20 -?
21 - Украинский Дом
22 - Национальная филармония Украины
23 - Памятник крещения Руси
24 - Международный центр культуры и искусства
25 - Дворец спорта
26 - Театр украинской драмы им. И.Франка
27 - Дом Городецкого (дои с химерами)
28 - Художественный музей Украины
29 - Национальный банк Украины
30 - Стадион "Динамо"
31 - Музей истории Киева
32 - Мариинский дворец
33 - ?
34 - Здание Верховной Рады
35 - Отель "Киев"
|
|
|
Вначале мы по проспекту 40-летия Октября
направилиськ центру, пересекли реку Лыбедь (сестра трех братьев -
основателей Киева) и по улице Красноармейской поехали в
сторону площади Л.Толстого.
Из окна автобуса увидели строительство
нового стадиона, на котором должны проходить матчи чемпионата Европы
по футболу в 2012 году. Странно... 2012 год уже скоро, а у стадиона
лишь скелет. Не зря, наверное, наш экскурсовод пошутил о возможном
инфаркте у Президента УЕФА Мишеля Платини...
|
А это вид из автобуса на главный корпус
Киевского университета.
Он был основан указом Николая I в
1833году как Киевский Императорский университет св. Владимира.
Считается, что окраска главного фасада в сочетании с черным цветом
оснований колонн повторяет цвета ленты ордена Св. Владимира
Российской империи. Хотя экскурсовод приводил еще несколько
обоснований такой яркой раскраски.
|
Сейчас университет носит имя Т. Шевченко.
Его памятник напротив.
|
Первая остановка с выходом из автобуса у
нас была у Владимирского собора. Он посвящен князю Владимиру и
строился почти всю вторую половину 19 века.
Я недавно посмотрел балет "Рогнеда" в
белоруском театре оперы и балета. Рогнеда - это полоцкая княжна -
первая жена Владимира... Жуткое было время... и Владимир, как мне
показалось, далеко не ангел. И крещение Руси Владимир проводил с
помощью плети (в балете).
|
После осмотра Владимирского собора мы
вернулись почти на 1000 лет назад и подъехали к Золотым воротам.
Сейчас это почти центр города, в 11 веке
здесь была окраина и надо было защищаться от врагов.
Официальная информация о Золотых воротах
Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного
зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.
При
Ярославе Мудром территория города активно разрасталась, что
требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся
мощные валы с армированными деревянными
клетями, глубокие рвы.
Город
Ярослава Мудрого окружали земляные валы общей протяжённостью 3,5
километра, проходили они по нынешним улицам центра Киева — от
Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы
Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости
(где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской
площади.
|
|
Погуляли вокруг ворот.
Этот симпатичный кот (или собака?) сделан
из одноразовых пластмассовых ложечек.
|
Этого кота все гладят...
|
... а этого нет. Он сидит высоко на
дереве.
|
Чуть в стороне стоит памятник всем
пограничникам.
|
А это "Ежик в тумане".
Официальная информация о "Ежике в тумане"
В Киеве появился еще один забавный деревянный памятник — на углу
Золотоворотской и Рейтарской "поселился" любимый миллионами
советских зрителей "Ежик в тумане". Он сидит на пеньке с узелком,
ожидая Медвежонка, чем умиляет прохожих. "Ежик в тумане" был признан
лучшим мультфильмов всех времен и народов на
фестивале анимационных фильмов в Токио в 2003 году. Впервые
он появился на экранах еще в 1975 году.
Авторы этого памятника — столичные умельцы Владимир Колинько и
Георгий Куровский, которые уже несколько лет облагораживают
уродливые пеньки в городе, вырезая причудливых рыб, котиков,
Буратино, балерину и множество других персонажей.
|
|
После Золотых ворот мы поехали к
Андреевской церкви. По пути посмотрели из окна на Софийский собор.
Он был построен в 11 веке по приказу
Ярослава Мудрого - сына князя Владимира в честь святой Софии.
|
Андреевская церковь, конечно, красива.
Она была построена на крутом правом берегу Днепра в честь
апостола Андрея Первозванного в 1754 году. Первый камень при
строительстве положила российская императрица
Елизавета Петровна. Проект храма составил любимый зодчий
императрицы В. Растрелли.
|
Здесь же начинается известный Андреевский
спуск, на котором можно встретить знакомые персонажи.
|
Дальше мы поехали в район Липки. По пути
посмотрели Михайловский Златоверхий монастырь.
Вначале здесь в 1062 году князь Изослав
(сын Ярослава Мудрого и внук Владимира) основал обитель. А потом его
сын Святополк (при крещении Михаил) в 1108 году
в честь победы над половцами (тюркоязычный
кочевой народ) начал здесь
строительство каменного храма в честь архангела Михаила,
впервые на Руси покрыв его купол золотом.
|
Рядом с монастырем стоит громадное здание
министерства иностранных дел. По словам экскурсовода, при советской
власти ставился вопрос расчистить весь этот район от старых, в том
числе, религиозных зданий и построить комплекс правительственных
зданий. К счастью, успели построить лишь здание МИД.
|
Дальше наша экскурсия была пешеходной по
району Липки.
Это здание Национального банка.
|
А это... забыл что.
|
Главной нашей целью в этой части
экскурсии был дом с химерами. Он был построен на спор с
товарищами архитектором Городецким. Можно также сказать, что
это шедевр рекламы и маркетинга. Дело в том, что в начале 200 века
на строительном рынке стал появляться цемент и чтобы
прорекламировать его качества Городецкий и навыдумывал и реализовал
на практике всякую живность из раствора на основе цемента.
Официальная информация о доме с химерами
Дом с
химерами — кирпичное здание в стиле модерн. Своё название дом
получил благодаря скульптурным украшениям (расположенным как на
фасаде дома так и внутри его), тематика которых — наземный и
подводный животный мир, атрибуты охоты, сказочные существа.
Архитектор Владислав Городецкий построил его в 1901—1903 годах как
доходный дом с помещениями для своей семьи. Место строительства
выбрал над крутым обрывом по Банковской улице, на бывшем берегу
осушенного Козьего болота. Скульптурные украшения по собственным
эскизам выполнил скульптор Элио Саля.
|
|
А напротив дома с химерами находится
другой дом.
|
Где-то за этими окнами работает президент
Украины.
|
Это дом с плачущей вдовой (когда идет
дождь, она плачет). Кто эта вдова - неизвестно. Но дом был построен
в 1907 году для купца Аршавского.
|
Еще немного погуляли по Липкам (кстати,
раньше здесь было много лип), мы сели в автобус и поехали к Днепру.
|
Набережная...
|
Вид с нее на Киево-Печерскую лавру.
|
А это памятник основателям Киева.
Хорив, Кий,
Щек и сестра Лыбедь по преданиям, отразившимся в русских летописях
XI—XII вв., являлись князьями в племенном объединении полян и
основателями трёх поселений, позже составивших город Киев.
|
Гостиный двор - первый киевский
супермаркет. Ему 195 лет.
|
Последняя часть нашей обзорной экскурсии
была посвящена Флоровскому женскому монастырю.
Он был основан в начале 16 века.
|
После Флоровского монастыря экскурсовод
нас покинул (и пошел готовиться к встрече Нового года), а мы решили
перекусить в Пузатой хате. Это что-то типа украинского Макдональдса,
но не быстрого питания, а обычного (не быстрого).
|
До Нового года было еще часов 6,, поэтому
мы решили с Подола (часть города у Днепла) подняться на фуникулере в
цент и еще погулять по Майдану Незалежности и Крещатику.
Официальная информация о Киевском фуникулере
Киевский фуникулёр — фуникулёрная система с Подола в Верхний город в
Киеве. Второй фуникулёр в Российской империи после одесского.
До
начала XX века с Подола в Верхний город добирались по оборудованным
деревянным лестницам. При развитии городского транспорта невозможно
было обойти проблему быстрого подъёма на Владимирскую Горку. Замыслы
такого рода транспорта возникали постоянно — в частности, была идея
создания механического подъёма возле Андреевской церкви.
По
Андреевскому спуску из-за его узости, кривости и крутизны трамвай в
Киеве в конце XIX века не ходил, и Подол не был связан с Верхним
городом. Власти города решили «устроить отдельный механический
подъём в месте, не занятом улицей».
Работы
по «устройству электрической канатной железной дороги» (Михайловский
механический подъём, или Михайловский электрический канатный подъём,
назван так по рядом стоящему Михайловскому златоверхому монастырю),
которая соединила бы Михайловскую гору с Боричевым током,
производились с 1903 года и окончились весной 1905. Дорога обошлась
концессионеру Бельгийскому акционерному обществу (Обществу городской
железной дороги), владевшему городским трамваем, в 230 тысяч рублей.
Идею
подъёмника придумал и «пробил» «инженер в квадрате», по выражению
министра путей сообщения Сергея Витте, Артур Абрагамсон.
Непосредственными авторами проекта были инженеры Н. К. Пятницкий и
Н. И. Барышников. Первоначальный проект предусматривал длину подъёма
250 метров, но из-за невозможности снести один нижний частный дом
ограничились строительством двухсот метров «канатки».
Оборудование фуникулёра и тележки его вагонов были сделаны в
Швейцарии, имевшей большой опыт в создании канатных дорог. Два
мотора постоянного тока с напряжением 500 Вольт и мощностью каждого
65 лошадиных сил обеспечивали надёжную работу. Один из моторов был
запасным. Непосредственно с двигателем был соединён особый ленточный
тормоз, приводимый в действие или автоматически, или по воле
механика. Этот тормоз не позволял развивать скорость выше
эксплуатационной и предотвращал удар вагонов о буфера верхней или
нижней станции. Оба вагона имели вместимость по 70 пассажиров и
двигались вверх-вниз со скоростью два метра в секунду.
7 мая
1905 года состоялся испытательный, для строителей и механиков, пуск
фуникулёра. Уже на следующий день, 8 мая, началась перевозка
пассажиров и эксплуатация.
|
|
Поднявшись на Владимирскую горку, мы
опять оказались у Михайловского Златоверхого монастыря и направить к
Майдану Незалежности.
|