Главное меню

 ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ПРЕДНОВОГОДНЕМУ КИЕВУ

 

31 декабря более-менее отдохнув после дороги, в 10.00 мы уже были у автобуса и готовы к экскурсии по предновогоднему Киеву.

 

  

Приблизительный маршрут обзорной экскурсии показан на карте слева.

(1100 Kb)

 

Условные обозначения на карте:

1 - Владимирский собор

2 -?

3 - Национальный университет им. Т.Шевченко

4 - Национальная опера Украины

5 - Золотые ворота

6 - Памятник Богдану Хмельницкому

7 - Государственный исторический музей Украины

8 - Андреевская церковь

9 - Памятник Тарасу Шевченко

10 - ?

11 - Памятник княгине Ольге

12 - Звонница Михайловского Златоверхого собора

13 - Михайловский Златоверхий собор

14 - Фуникулер

15 - Памятник князю Владимиру

16 - Александровский костел

17 - Бессарабский крытый рынок

18 - Центральный универмаг

19 - Пассаж

20 -?

21 -  Украинский Дом

22 - Национальная филармония Украины

23 - Памятник крещения Руси

24 - Международный центр культуры и искусства

25 - Дворец спорта

26 - Театр украинской драмы им. И.Франка

27 - Дом Городецкого (дои с химерами)

28 - Художественный музей Украины

29 - Национальный банк Украины

30 - Стадион "Динамо"

31 - Музей истории Киева

32 - Мариинский дворец

33 - ?

34 - Здание Верховной Рады

35 - Отель "Киев"

 

 

 

Вначале мы по проспекту 40-летия Октября направилиськ центру, пересекли реку Лыбедь (сестра трех братьев - основателей Киева) и по улице Красноармейской  поехали в сторону площади Л.Толстого.

Из окна автобуса увидели строительство нового стадиона, на котором должны проходить матчи чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Странно... 2012 год уже скоро, а у стадиона лишь скелет. Не зря, наверное, наш экскурсовод пошутил о возможном инфаркте у Президента УЕФА Мишеля Платини...

 

 

 

А это вид из автобуса на главный корпус Киевского университета.

 

Он был основан указом Николая I в 1833году как Киевский Императорский университет св. Владимира. Считается, что окраска главного фасада в сочетании с черным цветом оснований колонн повторяет цвета ленты ордена Св. Владимира Российской империи. Хотя экскурсовод приводил еще несколько обоснований такой яркой раскраски.

 

Сейчас университет носит имя Т. Шевченко. Его памятник напротив.

 

Первая остановка с выходом из автобуса у нас была у Владимирского собора. Он посвящен князю Владимиру и строился почти всю вторую половину 19 века.

Я недавно посмотрел балет "Рогнеда" в белоруском театре оперы и балета. Рогнеда - это полоцкая княжна - первая жена Владимира... Жуткое было время... и Владимир, как мне показалось, далеко не ангел. И крещение Руси Владимир проводил с помощью плети (в балете).

 

 

 

 

 

 

 

После осмотра Владимирского собора мы вернулись почти на 1000 лет назад и подъехали к Золотым воротам.

Сейчас это почти центр города, в 11 веке здесь была окраина и надо было защищаться от врагов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Официальная информация о Золотых воротах

 

Золотые ворота  — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.

При Ярославе Мудром территория города активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы.

Город Ярослава Мудрого окружали земляные валы общей протяжённостью 3,5 километра, проходили они по нынешним улицам центра Киева — от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской площади.

 

 

 

Погуляли вокруг ворот.

Этот симпатичный кот (или собака?) сделан из одноразовых пластмассовых ложечек.

 

 

Этого кота все гладят...

 

 

... а этого нет. Он сидит высоко на дереве.

 

  

Чуть в стороне стоит памятник всем пограничникам.

 

  

А это "Ежик в тумане".

 

Официальная информация о "Ежике в тумане"

 

В Киеве появился еще один забавный деревянный памятник — на углу Золотоворотской и Рейтарской "поселился" любимый миллионами советских зрителей "Ежик в тумане". Он сидит на пеньке с узелком, ожидая Медвежонка, чем умиляет прохожих. "Ежик в тумане" был признан лучшим мультфильмов всех времен и народов на фестивале анимационных фильмов в Токио в 2003 году. Впервые он появился на экранах еще в 1975 году.

Авторы этого памятника — столичные умельцы Владимир Колинько и Георгий Куровский, которые уже несколько лет облагораживают уродливые пеньки в городе, вырезая причудливых рыб, котиков, Буратино, балерину и множество других  персонажей.

 

 

 

После Золотых ворот мы поехали к Андреевской церкви. По пути посмотрели из окна на Софийский собор.

Он был построен в 11 веке по приказу Ярослава Мудрого - сына князя Владимира в честь святой Софии.

 

 

Андреевская церковь, конечно, красива. Она была построена на крутом правом берегу Днепра  в честь апостола Андрея Первозванного в 1754 году. Первый камень при строительстве положила российская императрица Елизавета Петровна. Проект храма составил любимый зодчий императрицы В. Растрелли.

 

 

 

 

Здесь же начинается известный Андреевский спуск, на котором можно встретить знакомые персонажи.

  

Дальше мы поехали в район Липки. По пути посмотрели Михайловский Златоверхий монастырь.

Вначале здесь в 1062 году князь Изослав (сын Ярослава Мудрого и внук Владимира) основал обитель. А потом его сын Святополк (при крещении Михаил)  в 1108 году в честь победы над половцами (тюркоязычный кочевой народ) начал здесь строительство каменного храма  в честь архангела Михаила, впервые на Руси покрыв его купол золотом.

 

 

Рядом с монастырем стоит громадное здание министерства иностранных дел. По словам экскурсовода, при советской власти ставился вопрос расчистить весь этот район от старых, в том числе, религиозных зданий и построить комплекс правительственных зданий. К счастью, успели построить лишь здание МИД.

Дальше наша экскурсия была пешеходной по району Липки.

Это здание Национального банка.

 

А это... забыл что.

  

Главной нашей целью в этой части экскурсии был дом с химерами. Он был построен на спор  с товарищами  архитектором Городецким. Можно также сказать, что это шедевр рекламы и маркетинга. Дело в том, что в начале 200 века на строительном рынке стал появляться цемент и чтобы прорекламировать его качества Городецкий и навыдумывал и реализовал на практике всякую живность из раствора на основе цемента.

 

 

 

 

 

 

 

Официальная информация о доме с химерами

 

Дом с химерами  — кирпичное здание в стиле модерн. Своё название дом получил благодаря скульптурным украшениям (расположенным как на фасаде дома так и внутри его), тематика которых — наземный и подводный животный мир, атрибуты охоты, сказочные существа.

Архитектор Владислав Городецкий построил его в 1901—1903 годах как доходный дом с помещениями для своей семьи. Место строительства выбрал над крутым обрывом по Банковской улице, на бывшем берегу осушенного Козьего болота. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил скульптор Элио Саля.

 

 

 

А напротив дома с химерами находится другой дом.

 

 

 

Где-то за этими окнами работает президент Украины.

 

 

Это дом с плачущей вдовой (когда идет дождь, она плачет). Кто эта вдова - неизвестно. Но дом был построен в 1907 году для купца Аршавского.

 

 

Еще немного погуляли по Липкам (кстати, раньше здесь было много лип), мы сели в автобус и поехали к Днепру.

 

 

 

Набережная...

 

  

Вид с нее на Киево-Печерскую лавру.

 

А это памятник основателям Киева.

Хорив, Кий, Щек и сестра Лыбедь по преданиям, отразившимся в русских летописях XI—XII вв., являлись князьями в племенном объединении полян и основателями трёх поселений, позже составивших город Киев.

 

Гостиный двор - первый киевский супермаркет. Ему 195 лет.

 

 

Последняя часть нашей обзорной экскурсии была посвящена Флоровскому женскому монастырю.

Он был основан в начале 16 века.

 

 

 

 

 

 

 

После Флоровского монастыря экскурсовод нас покинул (и пошел готовиться к встрече Нового года), а мы решили перекусить в Пузатой хате. Это что-то типа украинского Макдональдса, но не быстрого питания, а обычного (не быстрого).

 

 

До Нового года было еще часов 6,, поэтому мы решили с Подола (часть города у Днепла) подняться на фуникулере в цент и еще погулять по Майдану Незалежности и Крещатику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Официальная информация о Киевском фуникулере

 

Киевский фуникулёр — фуникулёрная система с Подола в Верхний город в Киеве. Второй фуникулёр в Российской империи после одесского.

До начала XX века с Подола в Верхний город добирались по оборудованным деревянным лестницам. При развитии городского транспорта невозможно было обойти проблему быстрого подъёма на Владимирскую Горку. Замыслы такого рода транспорта возникали постоянно — в частности, была идея создания механического подъёма возле Андреевской церкви.

По Андреевскому спуску из-за его узости, кривости и крутизны трамвай в Киеве в конце XIX века не ходил, и Подол не был связан с Верхним городом. Власти города решили «устроить отдельный механический подъём в месте, не занятом улицей».

Работы по «устройству электрической канатной железной дороги» (Михайловский механический подъём, или Михайловский электрический канатный подъём, назван так по рядом стоящему Михайловскому златоверхому монастырю), которая соединила бы Михайловскую гору с Боричевым током, производились с 1903 года и окончились весной 1905. Дорога обошлась концессионеру Бельгийскому акционерному обществу (Обществу городской железной дороги), владевшему городским трамваем, в 230 тысяч рублей.

Идею подъёмника придумал и «пробил» «инженер в квадрате», по выражению министра путей сообщения Сергея Витте, Артур Абрагамсон. Непосредственными авторами проекта были инженеры Н. К. Пятницкий и Н. И. Барышников. Первоначальный проект предусматривал длину подъёма 250 метров, но из-за невозможности снести один нижний частный дом ограничились строительством двухсот метров «канатки».

Оборудование фуникулёра и тележки его вагонов были сделаны в Швейцарии, имевшей большой опыт в создании канатных дорог. Два мотора постоянного тока с напряжением 500 Вольт и мощностью каждого 65 лошадиных сил обеспечивали надёжную работу. Один из моторов был запасным. Непосредственно с двигателем был соединён особый ленточный тормоз, приводимый в действие или автоматически, или по воле механика. Этот тормоз не позволял развивать скорость выше эксплуатационной и предотвращал удар вагонов о буфера верхней или нижней станции. Оба вагона имели вместимость по 70 пассажиров и двигались вверх-вниз со скоростью два метра в секунду.

7 мая 1905 года состоялся испытательный, для строителей и механиков, пуск фуникулёра. Уже на следующий день, 8 мая, началась перевозка пассажиров и эксплуатация.

 

Поднявшись на Владимирскую горку, мы опять оказались у Михайловского Златоверхого монастыря и направить к Майдану Незалежности.

 

    Далее