Официальная информация о Кайруане (можно
не читать)
КАЙРУАН (от араб. Kairuwan,
«военный лагерь»), второй по размерам и населению город в Тунисе в
67 км от Средиземного моря. Религиозный центр Туниса.
Административный центр Кайруанского вилайета (губернаторства).
Население – 150 тыс. жителей (2003).
История.
Основан ок. 670 арабским полководцем Окбой ибн Нафи, соратником
пророка Мухаммеда, во время похода в византийские владения в
Северной Африке (Карфагенский экзархат). Построен как опорный пункт
для защиты завоеванных земель от кочевников-берберов вдали от моря,
контролируемого византийским флотом. Согласно легенде, Окба ибн Нафи
метнул копье, и в месте его падения нашел золотую чашу, которую за
несколько лет до этого потерял в священном колодце Замзам в Мекке;
из земли забила вода, и было решено разбить здесь постоянный военный
лагерь и возвести мечеть.
В 688–689 Кайруан был разорен
берберами, но затем восстановлен и стал резиденцией арабских
наместников Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир), выполняя
одновременно роль военной крепости и места отправления культа. В 8
в. оказался ареной многочисленных восстаний и борьбы религиозных
партий (суннитов, шиитов и хариджитов). Йазид ибн Хатим (наместник с
772) реконструировал Великую мечеть и создал специальные рынки
(суки) отдельно для каждого ремесла; получил прозвище «второго
основателя города».
Ок. 800 Кайруан стал столицей
автономного княжества Ифрикия. При династии Аглабидов (800–909)
пережил эпоху расцвета. Превратился в священный для суннитов город и
одновременно в важный пункт транзитной торговли и в крупный научный
и культурный центр. Был местом притяжения как мусульманских, так и
немусульманских мигрантов (особенно иудеев). Особую славу принесли
ему школа малекитского права и основанная Исхаком ибн Имраном
медицинская школа. Благодаря сооружению водонапорной башни и цистерн
(от них сохранился «бассейн Аглабидов») была решена проблема
обеспечения жителей города питьевой водой.
С приходом к власти династии Фатимидов
Кайруан потерял статус столицы (910). В 972 Фатимиды, захватившие
Египет, назначили правителем Ифрикии Булуггина ибн Зина, основавшего
династию Зиридов (972–1148). В середине 1040-х Зириды провозгласили
независимость от Фатимидов и снова сделали Кайруан своей столицей. В
1057 город был разграблен во время набега на Ифрикию египетских
бедуинов, организованного Фатимидами, и с этого времени,
окончательно утратив положение политического центра Магриба, начал
приходить в упадок. Особое запустение наступило при Хафсидах
(1228–1574). Сильный удар по его экономике нанесло изгнание из него
всех немусульман (1270-е); до 1881 «неверные» не имели права
находиться в городе ночью, а днем они могли входить туда только по
специальному разрешению властей. После установления османского
господства в Тунисе (1574) Кайруан сохранил статус священного
города. В конце 16–17 вв. сильно пострадал от военных действий между
турками и испанцами. В начале 18 в. был восстановлен фактически из
руин Хусейном ибн Али, основателем династии Хусейнидов (1705–1881).
Несмотря на новый период смут в середине 18 в., к 1780-м превратился
во второй по значению город Туниса. После захвата страны французами
(1881) оказался одним из очагов сопротивления колонизаторам. Во
время Второй мировой войны был захвачен немцами (ноябрь 1942);
освобожден англичанами 10 апреля 1943. С 1956 – в составе Туниса.
Североафриканская Мекка. Кайруан считается
мусульманами четвертым после Мекки, Медины и Иерусалима священным
городом, одним из четырех врат рая. В нем 85 храмовых сооружений.
Семикратное паломничество в Кайруан приравнивается к хаджу в Мекку.
Главными святынями являются Великая мечеть, Завия Сиди Сахби, Завия
Сиди Абид эль-Гариани, колодец Бир Барута.
Великая мечеть (мечеть Сиди Окба),
возведенная в 671, неоднократно перестраивалась (695, 723, 774, 836,
862, 875). В своем нынешнем виде она восходит к 9 в., хотя самая
древняя ее часть – михраб (молитвенная ниша, обращенная к Мекке) –
датируется еще концом 7 в. Храмовый комплекс включает молитвенный
зал, внутренний двор с портиками и солнечными часами, минарет и
внешние стены (в раннее средневековье они выполняли роль
крепостных). Мечеть построена по модели мечети Омейядов в Дамаске,
но с некоторыми отличиями. Молитвенное помещение представляет собой
не трехнефную базилику, а колонный зал в форме неправильного
четырехугольника, состоящего из 17 нефов; мраморные колонны (их
более 400) украшены капителями римского и византийского
происхождения. Четырехугольный минарет, возведенный ок. 730,
считается самым древним в мире (первые мечети не имели минаретов),
он состоит из трех ярусов, его высота – 31,5 м, площадь основания –
10,7 кв. км; предполагают, что образцом для него послужил
Александрийский маяк.
Завия Сиди Сахби, или «Мечеть
цирюльника», – мавзолей одного из соратников Мухаммеда, в котором
хранится прядь волос пророка. Мавзолейный комплекс, восходящий к
раннему средневековью и реконструированный в 17 в. (в стиле
Альгамбры в Гренаде), представляет собой череду внутренних двориков
и богато декорированных залов, над которыми возвышается квадратный
минарет.
Другой известный мавзолей – Завия Сиди
Абид эль-Гариани, построен в 15 в.; в нем покоится прах
прославленного мусульманского святого. Недалеко от него находится
колодец Бир Барута, вырытый, по преданию, на месте, куда вонзилось
копье Окбы ибн Нафи; он занимает первый этаж одного из домов
Кайруана; механизм для подачи воды приводится в действие верблюдом.
|