Официальная информация о Гомеле
(можно не читать)
Гомель
(летописный Гомий, Гомей и, Гомин, Гомь, Гомье) – один из древнейших
городов Белоруссии, который возник в конце 1-го тысячелетия н.э. на
земле радимичей. Его детинец располагался на мысу, образованном
правым берегом р.Сож и левым берегом впадающего в Сож ручья Гомиюк
(ныне тер. Парка культуры и отдыха им. А. В. Луначарского). С севера
и запада к детинцу примыкал окольный город, вокруг которого
формировались посады. В 12-13 вв. общая площадь города составляла не
менее 40 га.
Впервые Гомель упоминается в Ипатьевской летописи как владение
Черниговского князя в 1142 в связи с борьбой Ольговичей (потомков
черниговского князя Олега Святославича) и Мономаховичей (потомков
великого князя киевского Владимира Мономаха) за обладание
великокняжеским престолом в Киеве.
Достопримечательности Гомеля: Дворец Румянцева (1785 г.), прибрежный
парковый массив, часовня с усыпальницей князей Паскевичей в парке
гомельского дворца (1889 г.), Петропавловский собор (1809 – 1819
гг.), Ильинская церковь (конец XVIII в.), «Охотничий дом» (начало
XIX в.).
Дворец
в Гомеле, заложенный в 1785 г. для П. Румянцева,- заметное
явление в развитии монументального гражданского зодчества Беларуси.
Местоположение дворца определилось выгодными природными условиями -
на холме, над рекой Сож - и поддерживалось новой планировочной
структурой города.
Строительство дворцового комплекса можно разделить на несколько
этапов. Первым этапом следует считать 1785-1793 гг. В это время был
возведен главный корпус дворца. Второй этап - 1794 - 1805 гг.-
период строительства двух боковых павильонов, флигелей и колоннады.
Третий этап - 1837- 1848 гг.- связан с переходом владения к
генерал-фельдмаршалу И. Паскевичу и достройкой башни дворца.
Главный корпус дворца - компактное двухэтажное здание. Центральная
часть его завершается куполом. В главном корпусе посередине
расположен квадратный зал с широкими нишами по сторонам, обрамленный
рядами стройных колонн. Подобное построение плана наблюдается во
многих русских дворцах эпохи классицизма. План гомельского дворца
отличается простотой и ясностью в решении группы основных помещений
- без коридоров и темных проходов. Раскрытые пространства придают
интерьеру парадность.
В дворцовых сооружениях конца XVIII в. лестницы потеряли свою былую
торжественность и большие размеры. Если раньше они располагались по
главной оси здания, то теперь сдвигаются в стороны, уступая
центральное место залу. Небольшие по своим размерам лестницы
занимали скромное место в интерьере дворцов. Объясняется это тем,
что все парадные помещения планировались в первом этаже, а верхний
этаж отводился под жилье. Аналогичное явление наблюдается и в плане
дворца в Гомеле: две лестницы главного корпуса размещены поодаль от
зала и скрыты от глаз посетителей.
Основной элемент декора зала - классический коринфский ордер.
Колонны с каннелюрами были выполнены из искусственного мрамора
белого цвета. Использование полой керамики в виде коротких
гофрированных труб в куполе и сводах обеспечивало легкость
конструкции. В интерьере было много живописи и лепного орнамента
тонкого рисунка.
Фасад дворца, обращенный к городу, имеет трехчастное деление.
Четырехколонный портик коринфского ордера контрастирует с плоскостью
стены и ризалитами. Иначе выглядит парковый фасад дворца, обращенный
к Сожу. Средняя часть его в виде развитого шестиколонного портика
является главной темой всей композиции. Обширная полуциркульная
терраса служит удачным переходом от дворца к парку.
Гомельский дворец - свидетель важных исторических событий. 12
ноября 1917 г. здесь проходило заседание городского Совета рабочих и
солдатских депутатов, на котором было принято решение о переходе
всей власти в Гомеле в руки Советов. В здании в начале революции
размещался первый Полесский Совет рабочих и солдатских депутатов.
Дворец сильно пострадал в марте 1919 г. во время происходившего в
Гомеле контрреволюционного мятежа. Здание было восстановлено в
1923-1925 гг.
В начале Великой Отечественной войны здесь находился штаб
центрального фронта. После войны от дворца остались одни лишь
обгоревшие стены. Сейчас дворец полностью восстановлен. В нем
размещаются Дворец пионеров и областной краеведческий музей.
Непосредственно к дворцовому ансамблю примыкает
Петропавловский собор, построенный в 1809-1819 гг. по проекту
архитектора Кларка в стиле классицизма. Собор стоит на высоком мысе,
ограниченном с востока Сожем, с севера - глубоким оврагом. Главным
фасадом собор обращен в сторону города. Собор, как и дворец,
возвышается над низменной поймой реки и виден на большом расстоянии.
Сейчас здание приспособлено под планетарий.
В плане собор имеет форму вытянутого креста с развитым трансептом и
укороченным средним нефом. Средокрестне увенчано куполом на высоком,
прорезанном окнами барабане.
Сочетание классического портика и купольного объема - излюбленный
прием целого поколения зодчих. Четыре шестиколонных портика и
множество полуколонн дорического ордера придают фасадам здания
большую пластику и вместе с тем суровую простоту. В четком членении
объемов, в равновесии и соразмерности масс, в строгости и
благородной простоте архитектурного оформления фасадов собора
сказались характерные черты классического зодчества начала XIX в.
В гомельский дворцовый ансамбль входит и расположенная в северной
части парка часовня с усыпальницей князей
Паскевичей.
Она была построена в 1889 г. под руководством академика архитектуры
Н. Червинского. План часовни в виде квадрата площадью около 30 кв.
м; объемная композиция в стиле деревянных пятиглавых шатровых
церквей. Главной достопримечательностью постройки является ее
декоративное убранство. Пустотелые, причудливые по форме
керамические колонки, скульптурные кокошники, розетки, карнизные
пояса, позолоченные купола и цветная керамика исполнены на самом
высоком художественном уровне. Особую красочность фасадам придают
разноцветные майоликовые плитки с растительным орнаментом. Керамика
выполнена местными мастерами под руководством художника-декоратора
С. Садикова, воспитанника петербургского училища А. Штиглица.
Усыпальница в виде протяженного тоннеля с цилиндрическим сводом
находится под землей. Вход в нее закрыт массивной чугунной дверью.
Внутреннее пространство освещается через круглые фонари-люки,
расположенные в верхней части свода.
Замечательная особенность гомельского дворцового комплекса -
прибрежный парковый массив. Гармоничное сочетание в едином
ансамбле рельефа, воды, зелени, архитектуры, художественная
законченность в решении сложных композиционно-пространственных задач
позволяет отнести его к лучшим образцам паркостроения конца XVIII -
первой половины XIX в.
Площадь парка около 25 га. Расположен он на обрывистом берегу
полноводного Сожа и оврага с ручьем Гомий. Большая часть парка -
пейзажная и лишь перед главным фасадом дворца он имеет регулярный
характер. Насаждения парка состоят из местных и привезенных видов
растений. Здесь можно встретить дуб, граб, клен, ясень, лиственницу,
каштан, акацию, а также редкие породы пирамидального дуба,
веймутовой сосны, плакучего ясеня, маньчжурского ореха и др.
Различные породы деревьев искусно скомпонованы в живописные группы,
усиливающие эффект восприятия пейзажа.
|